Дмитрий Верхотуров - Dmitri Verhoturov (schriftsteller) wrote in polusa_ru,
Дмитрий Верхотуров - Dmitri Verhoturov
schriftsteller
polusa_ru

Заметки к "Сибирскому вектору Ингрии"

Появился достаточно интересный текст "Сибирский вектор Ингрии", автор которого излагает некоторые перспективы развития отношений Северо-Запада с Сибирью на самостоятельной основе. 
Подобного рода инфраструктурно-экономическое мышление можно только приветствовать, оно, собственно, и является основанием любого экономического и социального развития. Если в Петербурге появились разработчики таких проектов, то у петербургского движения, бесспорно, есть будущее.

К этому тексту необходимо написать некоторые заметки и внести ясность в те вопросы, которые автор себе представляет очень слабо, что и сказывается на всей работе в целом.

Момент первый. Уже при достаточно беглом прочтении становится ясно, что автор текста представляет Сибирь себе очень расплывчато, размыто. Для него это какой-то огромный район с большими экономическими возможностями. И это сказывается во всем, например во фраза типа "Именно так удобнее всего осваивать арктическое побережье Сибири и Дальнего Востока, богатое не только полезными ископаемыми, но и культурными ценностями".
Но не нужно даже детального знания обстановки на месте, чтобы понять, что арктическое побережье Сибири и побережье Дальнего Востока - это очень разные места, даже если брать только приполярные области. Арктика Западной Сибири сильно отличается от Арктики Восточной Сибири.
Из текста создается впечатление, что Сибирь - это территория, на которой добываются только нефть и газ, это что-то вроде приполярной тундры, которая нуждается в снабжении продовольствием из Северо-Запада. Все это относится к Арктике. И на этом автор строит все свои предположения, а также свою схему экономических взаимоотношений между Ингрией и Сибирью.

Это на первой схеме. А на второй схеме "Урал и Сибирь" указаны сразу после Екатеринбурга, и этот вектор выводит в места, которые ни разу не являются приполярной тундрой и нефтедобывающими районами. Это западносибирские лесостепи и степи, в которых стоит Омск - один из крупнейших в Сибири центров нефтепереработки, нефтехимии, оборонной промышленности, авиастроения. Дальше - Новосибирск, крупнейший в Сибири научный центр, сосредоточение станкостроительной промышленности, производства оборудования, точного и сложного машиностроения и так далее.
За Новосибирском стоит Кемерово и Новокузнецк, - "сибирский Рур", центр угледобывающей, химической, металлургической промышленности.
Кстати, в каких интересно разработках нуждается Урал - один из центров производства промышленного оборудования, военной продукции, транспорта, а также атомной промышленности?
Читая о "печальной судьбе" сибирских транспортных коридоров, нельзя не пролить слезу. Но, автодорога по Сибири до Читы была построена еще в третьей пятилетке, а теперь трасса М-54 "Байкал" является крупнейшей автотранспортной артерией Сибири. В Красноярском крае эта трасса стараниями покойного губернатора Александра Лебедя стала хорошим автобаном. Активно строят дороги и другие сибирские и уральские регионы.

Иными словами, схема, нарисованная автором "Сибирского вектора Ингрии" не выдерживает критики. Она распадается, главным образом потому, что Сибирь никак не вписывается в узкие рамки мифа о "заснеженной целине". Нынешняя Сибирь вполне в состоянии поспорить с петербургской промышленностью и по уровню развития вполне сопоставима со многими странами Восточной Европы, не говоря уже об СНГ.

Коль скоро сибирский вектор объявляется настолько важным, то имеет смысл глубже изучить экономическую географию и промышленность Сибири. Хотя бы для того, чтобы избежать наиболее грубых ошибок.

Юг или Север?

Придется развеять один миф, из-за которого все представление о Сибири стало негодным. Основные и наиболее важные исторически и экономически территории Сибири находятся на юге, а не на севере. Саяно-Алтайское нагорье, Прибайкалье, степи Западной Сибири были местом бурного исторического развития, формирования крупных государств и империй древности. И теперь здесь живет основная масса населения Сибири, здесь же сосредоточена основная промышленность и сельское хозяйство.
Мысль о снабжении Сибири петербургскими продуктами выглядит более чем странно, на фоне трех крупнейших аграрных регионов Сибири: Омской области, Алтайского края и юга Красноярского края. Алтайский край занимает 4-е место по России, сразу за Ростовской областью, по агропроизводству.
Странна мысль о покупке квартир в Петербурге. Сибирские города мало в чем уступают Петербургу, а если вложиться в горные районы Республики Алтай, Хакасии, Алтайского края, Кемеровской области, то эти места станут так же привлекательны, как Швейцария. Байкал - тоже прекрасное место. Сибирь не обделена не только пригодными местами для расселения и городами, но и курортными местами.

Юг Сибири - это и есть основа сибирского региона во всемх смыслах. Идея о том, что де, Москва осваивала с юга, а Петербург будет осваивать с севера, не верна хотя бы потому, что юг Сибири - это и есть колыбель и центр развития всего региона.

Против освоенчества

В России до сих пор не преодолели колонизаторского отношения к Сибири, и все обсуждают, как бы ее "освоить". Но достаточно побывать в Сибири, или детально изучить экономическую географию, чтобы понять, что освоенчество - это не та стратегия, которую нужно прилагать к Сибири.

И вообще, странно говорить об освоении территории, на которой живет 30 млн. человек и есть города-миллионники. Это тоже самое, что сейчас ставить вопрос об освоении Ленинградской области.

Стратегия экономического развития Сибири строится на том, чтобы собрать воедино разрозненные сейчас элементы экономической структуры, завершить производственные комплексы, максимально развить производство готовой продукции. Цель - ничего общего не имеющая с освоенчеством и любыми другими видами колонизационной идеологии.

Некоторые выводы

Из предложенного в статье имеет смысл поддержать только транспортный проект. Он действительно имеет рациональное зерно и хорошо вписывается в развитие Ингрии, северного Урала и Сибири. Превращение железной дороги Екатеринбург - Пермь - Киров - Вологда - Петербург в мощную транспортную артерию давно назрело.

Но вот что касается помощи сибирской промышленности, то эта сторона дела основана на сильной недооценке мощностей сибирской промышленности, и потому непригодна. Практически все, что перечислено, имеется в Сибири, делается неплохим качеством и имеет серьезные потенциалы развития.

Мысли о сельском хозяйстве отношу в раздел недоразумений, вызванных недостаточным знанием сибирской экономгеографии.

"Сибирский вектор" с сибирской точки зрения

Нужно сразу указать, что северо-западный вектор, или направление на Ингрию не является для Сибири первоочередным и первостепенным по причине наличия двух сильных партнеров: Казахстана и Китая. Это приграничные страны, с сильными и растущими экономиками, связи с которыми тесные и разносторонние. Через Казахстан идут связи с поднимающимся прикаспийским регионом, а через Китай - со странами Юго-Восточной Азии. Эти два направления для Сибири важнее всего.

Направление на Ингрию имеет для Сибири значение в зависимости от степени интеграции Ингрии в экономику Северной Европы. Если страна будет интегральной частью североевропейского региона, то тогда связи с ней будут означать связи с североевропейским рынком, и это будет представлять большой экономический и политический интерес для Сибири.

Tags: Сибирь, полемика, региональные проекты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments