Сергей Корнев (kornev) wrote in polusa_ru,
Сергей Корнев
kornev
polusa_ru

Нижний Новгород: в плену у шаблонных имиджей

Обращаю внимание на следующий текст, который очень хорошо обнажает проблему «имиджевой нищеты» большинства российских регионов, тем более актуальную, что преподносится она на примере Нижнего Новгорода, отнюдь не бедного историей, традициями и потенциалом граждан.

Макарычев А.С. Имиджевое поле региональной политики: Нижний Новгород и образы его идентичности

Кстати, текст находится в сообществе «Международный имидж России», которое претендует на роль экспертной площадки по данному вопросу. Там изредка встречаются статьи и по имиджам регионов.

Далее (под катом) я обращаю внимание на ключевые аспекты данной статьи, полезные любому человеку, размышляющему о конструировании региональной идентичности и желающему избежать наиболее типичных ошибок.

Чем особенно интересна эта статья? Автор по косточкам разбирает потуги официальных представителей региональной власти дать региону сколь-нибудь узнаваемое лицо. И все шаблонные мыслительные ходы этой власти – как на ладони. Те же самые «направления дискурса» мы встретим практически в любом «губернском» городе.

Полный «губернский комплект», представленный экспертом, включает в себя следующие фишки:

1. «Мы - столица чего-то там» или «Мы – энная столица России». Нижний претендует на роль «Столицы Поволжья». Ибо Казань уже вовремя подсуетилась и запатентовала себя как «Третья столица России».

2. «А в древности то мы были – ого-го!» Нижегородцы вспоминают о знаменитом ополчении Минина и Пожарского, отправившемся штурмовать Москву и прогонять из нее антинародный режим. Правда, почему-то без оргвыводов.

3. «Какие люди у нас тут жили!». Нижегородцы почему-то остановились на Александре Невском, который здесь не жил, а умер.

4. «Смотрите, чего у нас тут было понастроено, понаворочено!» В Нижнем это – местный кремль.

5. «Мы – город трудовой и боевой славы!» Обращение к тем или иным страницам славного советского прошлого, как правило, максимально общим и безличным («Вклад в Победу»).

В большинстве губернских городов люди мечутся в кругу точно таких же «альтернатив» и, что самое удивительное, даже в этих рамках избегают предложить хотя бы минимум креативности. Так, в случае Нижнего, по каждому из этих пунктов можно было предложить что-то более свежее и содержательное. В конце концов, у города было собственное княжество, вполне реальной столицей которого он долгое время являлся. Возник и разрастался он как колоссальный торговый центр старой России, самая настоящая «купеческая столица». И великие люди здесь не только умирали, но и рождались. И даже предложенные шаблонные решения при желании можно было бы оживить и наполнить смыслом. Вот, скажем, «Ополчение»: суть ведь не в ополчении, а в самоорганизации, в гражданской активности, в прямой демократии, свойственной тому, старому Нижнему Новгороду. Почему бы не копнуть в этом направлении?

Повторяю свой старый диагноз:

«Проблема в самом подходе, в постановке задачи. Полноценный локальный бренд должен прежде всего «пронять» самих обитателей территории. И в этом основная проблема и для заказчика, и для исполнителя. Если предлагаемая легенда на самом деле пробуждает развитие региональной идентичности, то отсюда – один шаг к стимулированию «низового» регионального самосознания, к открытию жителями своей «особости». А последнее – прямая дорога к самоорганизации, гражданской активности и нежеланию людей, чтобы с ними обращались как со стадом. А это уже «крамола». Поэтому, когда какое-нибудь брендинговое агентство получает заказ от назначенного «вертикалью» губернатора, оно отлично понимает неявную «присказку»: нужен не просто бренд, а стерилизованный бренд, никчемный бренд, не интересный местным жителям, не нужный им, ощущаемый как некая посторонняя пришлепка».
Tags: Нижний Новгород, Поволжье, региональные бренды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment