Фома Больший (rutopist) wrote in polusa_ru,
Фома Больший
rutopist
polusa_ru

  • Music:

Карелия - страна священных озер

Начну со своей Родины. :) Привожу выдержки из уже давнего проекта Транслаборатории - "Озерного культа":

Экспериментальный образец предлагаемой операции - история вокруг озера Лох-Несс. Началось все с чьей-то шутки, потом в дело включились энтузиасты поиска динозавров со всего света, началось массовое паломничество туристов и одержимых. Наконец, пропекло местных жителей, и они настолько прониклись легендой, что создали "комитет защиты лохнесского чудовища" от туристов и исследователей-ловцов. Результат: затерянный в шотландской глубинке поселок обрел лицо в глобальном масштабе и основал трансконтинентальную "лохнесскую индустрию".

В эпоху Кастанеды и Пелевина эффективный "озерный миф" должен иметь не "лохнесскую", а психоделическую и религиозно-эзотерическую подоснову. Заселять озера нужно не динозаврами, а духами. Озера издревле кишат божествами, водяными, русалками, утопленниками и т.п., что неизбежно оставило крючки в подсознании. В этом смысле нет ничего необычного в том, чтобы рассматривать озеро как медиум при общении с оккультными силами, как окно в иную реальность. Можно подключить остаточные мифы карело-финского населения.

Базовая посылка: озеро как идеальное место для медитации. Идеал - "тибетизация" Карелии, превращение ее в "страну священных озер". В идеале каждое озеро в Карелии должно иметь свой уникальный миф и свой медитативный культ. Вокруг этого культа структурируется сообщество, завязываются транснациональные контакты и возникает сопутствующая экономическая деятельность (в том числе такая, которая прямо не связана с культом и туризмом).

Механизм реализации

Мотивационные механизмы (для разных групп): естественное любопытство, притягательность игры, разумный расчет, эффект самовнушения и "синдром голого короля" (перечитайте сказку - там дан образец успешного пиара на пустом месте). Добровольная помощь потусторонних сил также приветствуется.

I этап. Рождение феномена

Вдруг выясняется, что некоторые (многие) озера Карелии у людей в соответствующем (медитативном) состоянии способны вызывать видения и галлюцинации. У каждого озера - своя специфика: свой ряд видений; уникальный настрой сознания, в который вводит озеро, или наоборот, - в который нужно предварительно войти, чтобы озеро "открылось" медиуму; избранный круг вопросов и проблем, в решении которых "духи озера" могут оказать помощь. Проще говоря, одни озера расширяют философско-метафизический опыт, другие - помогают решить любовные проблемы, третьи - дают успех в бизнесе, и т.д. и т.п.

Появляются люди, которые всем этим озабочены, выходят с этим в интернет, привлекают энтузиастов-паломников из других регионов. На ту же тему выходит несколько книг типа Кастанеды, только более документальных и "рецептурных" по стилю; отыскиваются "трактаты карельских шаманов" и "старинные рукописи старообрядцев". Выдвигается гипотеза, что каждое озеро Карелии обладает какими-то скрытыми свойствами. В Сети появляются многочисленные отчеты об "исследовательских экспедициях" к затерянным в тайге озерам, с целью выяснить их оккультный потенциал. Паломники, погружаясь в медитацию, потом описывают и сравнивают свой опыт. Отчеты - иногда разноречивые, иногда (о чудо!) показывают сходные эффекты. При этом для строгости опыта, используются разные техники входа в "измененное состояние". Местные жители там и сям изумленно наблюдают этих паломников в действии.

II этап. Первые отклики в СМИ

Эта информация начинает просачиваться в местные СМИ и на телевидение. Сначала - в специфических рубриках и передачах (типа "Очевидное-невероятное"). "Эксперты" разного рода пытаются объяснить эти феномены, каждый на свой вкус. Объяснений множество: естественнонаучные (геомагнитные аномалии и выделение каких-то газов), медицинские (ребята объелись грибов), фантастические (озера как организмы типа Соляриса), оккультные (в каждом озере живет свой дух-посредник) и даже православные (в озерах являются души миссионеров, которых в древности там утопили язычники-карелы). Где-то отыскивают "потомка карельских шаманов" и он объясняет, что его предкам все это было давно знакомо. Упоминает что-то о забытой древней науке, которая насчитывала 19 000 озерных духов и 800 видов медитативных практик, с помощью которых с ними общались. Кастанеда отдыхает.

IV этап. Репрессии

Движение приобретает некий оттенок скандальности, поскольку часть адептов, очевидно, употребляет психоделики. Официальные представители проекта, естественно, от этого усиленно открещиваются, утверждая, что единственный психоделик - озерная вода, что вызывает еще большие подозрения. Появляется заявление медиков о том, что некоторые водоросли, обитающие в воде некоторых карельских озер, производят природный ЛСД. По рукам ходят списки этих озер. К этим "секретным озерам" направляются толпы "страждущих".

Обеспокоенное этим энтузиазмом, правительство Карелии принимает репрессивные меры, заведомо нелепые, чрезмерные и противоречивые. В официальных СМИ появляются разоблачительные публикации, по ТВ выступают научные эксперты, доказывающие, что это - гигантская мистификация, что ничего нет и быть не может. Подключаются разнообразные комитеты озабоченных матерей, дети которых увлекаются "новой сектой" и т.п. У особо популярных озер и мест медитации появляются милицейские патрули. МВД после борьбы с "оборотнями" логично переключается на розыск шаманов, леших и водяных. Наконец, запрещается брать воду из всех озер и подходить к ним ближе, чем на 100 метров, мотивируя это опасностью для здоровья. Но бум только растет.

В конце концов, глава Карелии обращается в Думу, Совет Федерации, лично к президенту РФ и пытается перетащить бум на общероссийский уровень. Некий известный депутат утверждает с думской трибуны, что ЛСД в озерах есть, что он сам пробовал эту воду и разговаривал с духами. Наркотик туда, очевидно, подсыпало НАТО, чтобы окончательно споить русский народ. Предлагаются всякие безумные проекты, типа осушить все озера, засыпать их хлором или окропить святой водой (чтобы изгнать духов). В ходе этих репрессий в общероссийском сознании рождается новый имидж Карелии ("оккультной психоделической страны").

V этап. Реабилитация

В определенный момент глава Карелии "вдруг прозревает", меняет свою позицию на 180 градусов, увольняет нескольких чиновников ("которые ввели его в заблуждение") и объявляет новый культ уникальным достоянием республики. Он публично, перед телекамерой, выпивает стакан воды, доставленный из самого психоделического озера. Далее в телеобращении к согражданам он разворачивает социально-экономический позитив этого феномена (типа, "никто не понял, а я вдруг сам это открыл"). Начинается официальная поддержка озерного культа и всех его культурных и экономических приложений.

VI этап. Полная реализация
Пользуясь поддержкой влиятельных сил, озерный культ выходит из "молодежно-андеграундной" фазы и становится затравкой для серьезных культурных, экономических и политических инноваций.

Результат

1. Оформляется новая общественно-политическая и конфессиональная доктрина Карелии. Озера-топосы при этом играют двоякую роль: и как принцип структурирования внутренней жизни региона, и как основа живой практики местного культа.

2. Карелия превращается в высоко дифференцированную систему с мощной привязкой к ландшафту и входом в глобальную экономику. Вокруг каждого озерного топоса вырастает свой вариант карельской идентичности, со своими (и притом подчеркиваемыми) особенностями в культуре, стиле жизни, экономических практиках.

3. Формируется узнаваемый глобальный образ (мега-бренд) Карелии как "страны священных озер", "страны психоделических озер". Этот образ идет как на экспорт, так и для внутреннего потребления.

4. Новый образ служит основой для налаживания экономических и культурно-информационных связей с другими регионами России и всем миром.

5. Новый образ становится удобным и уже раскрученным мега-брендом для успешного продвижения на мировые рынки местных культурно-экономических практик:

а) паломничество, экологический туризм, с сопутствующей инфраструктурой. Каждое озеро (а их тысяча) является потенциальным объектом паломничества-туризма. Разумеется, к некоторым особо почитаемым озерам доступ ограничен и только для очень солидных клиентов;

б) видео-, аудио- и компьютерная индустрия (в т.ч. кино, музыка, игры), отсылающая к "карельской психоделике", "карельским культам". Учитывая, что культы бесконечно ветвятся (по числу озер), тематический запас неисчерпаем;

в) произведения изобразительного искусства и различных "народных промыслов", подаваемые как выражение новообретенной "карельской экзотики" либо ее осмысление. Вариантов "карельского стиля" будет множество - по числу озер, так как каждое - отдельный источник вдохновения;

г) производство мебели и предметов интерьера (здесь подключается лесная промышленность), выдержанных в специфическом "карельском психоделическом стиле" и его многочисленных вариантах. Часть этих предметов может подаваться как "сакральная утварь" и "предметы культа". Особое направление - составление "озерных коллекций". Скажем, тысяча (по числу озер) вариантов кого-нибудь культового предмета. Причем каждая вариация имеет развернутое метафизическое обоснование;

д) уникальный архитектурный стиль (стили), вырастающий из стиля озерных храмовых сооружений. Стиль скорее всего - деревянный и малогабаритный, что дает прекрасные возможности для экспорта (дачные домики, медитативные беседки для сада и т.п., - еще одно приложение лесного комплекса);

е) экспорт запечатанной в бутылки психоделической "живой воды". Причем из каждого озера - несколько марок воды, в зависимости от сезона. Из "особо священных" озер вода поставляется только на заказ, малыми партиями по высокой цене (для истинных ценителей);

ж) особая психоделическая "карельская кухня", скажем, на лесных травах, грибах и озерной рыбе, с сетью ресторанов по всему миру. Кухня так же имеет много вариантов. Разумеется, есть и напитки (не считая "психоделической воды"). Кроме этого - сеть доступных забегаловок и продуктов типа "фаст-фуд", которые придают бодрость (или наоборот - вызывают релаксацию) по особым рецептам карельских шаманов (например, пиво на "психоделической воде" + "психоделическая вобла" из священного озера).

з) индустрия "кареловедения": множество специалистов и писателей, на разные лады объясняющих карельский миф, пишущих книги, статьи, дающих интервью и прогнозы, обучающих жить "по-карельски" и т.п. База этой индустрии - собственная полиграфия (опять отсылка к лесному комплексу);

и) и т.д., поскольку "специфически карельским", в тысяче "озерных вариантов", может быть все что угодно.

Философский базис

Не будет ли весь проект грандиозной мистификацией и обманом? На самом деле речь идет не о мистификации, а о вовлечении в игру, точнее - в нечто пограничное между игрой и реальностью. Проект по своей сути - постмодерн-фундаменталистский, т.е. принципиальная разница между реальностью и игрой, реальностью и мифом, внутренним и внешним сознанию исключается априори даже по настроению. Эти различия - часть мифологии модерна, т.е. нечто антинаучное и несерьезное. Пока в оккультные силы озер никто не верит, этих сил действительно нет. Когда в них верят, строят в соответствии с этой верой свою жизнь и добиваются успехов - они есть, ибо их воздействие на реальность очевидно даже для скептиков (экономический успех и т.д.). Это значит, что вопрос о том, реальны ли духи Карельских озер, сводится к вопросу о том, способны ли они нам помочь. Если они нам могут помочь, то с очевидностью реальны, а неверие в них - абсурдно, иррационально и ненаучно. (Постмодерн-фундаменталистское доказательство божественного присутствия.)

Особое достоинство проекта

С точки зрения обычного пиара, проект настолько бредовый, что можно не беспокоиться насчет авторских прав. Заказчику можно раскрыть итоговую картинку, социально-экономическое обоснование, даже схему реализации, но без нашей поддержки "собрать все вместе" он не сможет, - у него все развалится. Ведь тут основное - не "пиар", а создание мифологии, целого культа (множества культов). Успех реализации проекта напрямую зависит от экзистенциальной наполненности этого мифа (системы мифов). Обычные пиарщики и имиджмейкеры в этих сферах плывут...

Оригинал - http://kitezh.onego.ru/ozero.html

Tags: Карелия, концепты регионализма, региональные бренды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments